Старая Пенза (old_penza) wrote,
Старая Пенза
old_penza

Category:

Боголюбский и Смагинский порядки, улица Поповка, Попова гора.

БОГОЛЮБСКИЙ И СМАГИНСКИЙ ПОРЯДКИ, УЛИЦА ПОПОВКА, ПОПОВА ГОРА.


С обзорной точки парка им. Белинского открывается вид на Попову гору – крутой спуск, улицу Поповку, Смагинский и Боголюбский порядки, Мироносицкую церковь. В то далекое время здесь жили небогатые купцы, мелкие чиновники, мещане, большое количество священнослужителей.


В окладных книгах за 1875 год идет перечень владельцев усадеб по улице Поповке вначале по направлению от Рождественской улицы по правой стороне, затем поворот от угла Поповки к заводу Привалова на правой стороне (где дворец "Рубин"), затем - в ул. Поповке, идя от Засеки к Рождественской улице по правой стороне. Таким образом, получается, что в районе крутого спуска тоже была засека. В пользу этого утверждения говорит и название этой фотографии - "Вид на засеку".


Улица Попова Гора (ранее 1869 г.) проходит от парка им. Белинского до ул. Саратовской.
Боевая гора

Здесь в свое время располагался дом № 12, принадлежащий директору Железнодорожного училища Мещерякову. В дальнейшем дом снимала семья Цеге.
Согласно Своду памятников истории и архитектуры дом описывается так: "Кирпичный, одноэтажный с деревянными мезонинами, находящимися на оси со входами. Входы в квартиры отмечены арочными порталами и ведут к лестнице на мезонин. Окна первого этажа с лучковыми перемычками. Оконные наличники, лопатки и карнизы на кронштейнах главного фасада выполнены фигурной кладкой. Наличники окон, пилястры, причелины и фронтоны мезнинов украшены деревянной резьбой. Дом является хорошим примером стилистическй целостности кирпичного и деревянного декоративного убранства на основе строгих прямолиненых геометризованных форм".

В квартире, этого дома, снятой в 1911 году К. К. и Л. Н. Цеге, сложился своеобразный салон, который охотно посещали пензенские художники, в частности, В. Е. Татлин и А. В. Лентулов. 2 марта 1914 года здесь состоялся поэтический вечер приехавших в Пензу поэтов-футуристов В. В. Маяковского, В. В. Каменского и Д. Д. Бурлюка. Именно тогда Маяковский встретился с маленькой девочкой Таней Яковлевой. Именно к ней в будущем он испытывает большую любовь, закончившую для поэта трагически (подробней о салоне и описания дома от людей, живших там см. комментарии в статье Парк им. Белинского). Позднее дом расселен под семьи, а затем снесен. В настоящее время на его месте – частный дом.

Бывшая Попова гора в настоящее время. Слева - руины дома № 12.


Руины дома №12.


В настоящее время.

В феврале 1919 года улице было дано современное название в связи с ожесточенными боями отряда красноармейцев и рабочих с белочешскими легионерами в этом месте в конце мая 1918 года.

Здесь, около  дома № 12 улица пересекается с улицей Поповка и Станиславского.

Улица Станиславского (не позднее начала XX века) вместе с улицей Саратовской (ранее 1937 года) в свое время составляли Смагинский порядок.

Улица Станиславского в настоящее время.


Обозрение бывшего Смагинского порядка с колеса обозрения.

С Поповой горы повернем направо на улицу Поповка (1818). Название улицы, как и Поповой горы, происходит, по мнению старожилов, по причине проживания здесь большого количества священников или в простонародии - попов, что не исключено в виду расположения неподалеку Мироносицкой и Боголюбской церквей.
Согласно Своду памятников истории и архитектуры застройка улицы сложилась на основе мещанской слободы на западной границе города у основания горы. Направление обусловлено рельефом местности: с юго-востока от крутого склона рельеф понижается к северо-востоку, пойме ручья Шелаховки. Застройка частновладельческая, деревянная, малоэтажная. Общий принцип организации участков заключается в постановке домов по линии застройки, сарай - во дворе, сад и огород - в глубине участка.

В феврале 1919 года улица стала называться Боевой в связи с событиями конца мая 1918 года, когда в Пензе произошло выступление белочехов.

Здесь на углу Поповой горы и Поповки располагался интересный деревянный особняк, сгоревший в 80-хх годах прошлого века. На этой фотографии мы видим его с обзорной площадки Парка им. Белинского (внизу справа). См. также третье фото.


А на следующем фото перед ним уже построено белое двухэтажное здание, в котором впоследствии разместился магазин "Продукты".


Обозрение дома с ул. Поповки.

Вот как это место выглядит сейчас.

В феврале 1966 года улице было присвоено имя известного русского историка академика Василия Осиповича Ключевского (1841-1911), уроженца села Воскресеновка Пензенского уезда Пензенской губернии (ныне Пензенского района Пензенской области). В годы учебы в духовном училище и духовной семинарии в 1851-1861 годах жил на улице Поповка (дом № 66). В 1986 году было принято решение о сохранении дома Ключевского, а в 1991 году после реставрации и реконструкции в здании был открыт музей его имени.



Вот несколько памятников истории и архитектуры на бывшей улице Поповка (согласно описаниям Свода).

Ключевского, 50


Ключевского, 50 -  городская усадьба, расположенная на низкой стороне улицы. "С середины XIX века принадлежала врачу. Имела канализацию, отводившуюся к ручью Кашаевке. На участке расположены дом и каретный сарай. За ними находился сад и огород. Жилой дом торцом с тремя окнами стоит по линии застройки улицы. Одноэажный, деревянный, рубленный в обло, обшитый тесом, он перекрыт полувальмовой крышей. Карниз украшен сквозным подзором. Наличники окон с прямыми колонками. На крыше - тумбы, соединенные решеткой. Здание отличает сдержанность архитектурных форм. В доме передняя часть выделена под кабинет хозяина с комнатой ожидания. Задняя часть, обращенная во двор, была жилой...С запада к дому примыкали ворота. Каретный сарай расположен параллельно дому, деревянный, рубленный в обло, состоящий из четырех клетей".

Ключевского, 62


Ключевского, 62
- дом, в котором жил в 1919-1920 гг. чехословацкий интернационалист С.А. Частек (1894-1920 гг). Здесь он заблел сыпным тифом и умер. Дом одноэтажный, деревянный, рубленный  обло.Филенчатые угловые пилястры, карнизы и подзоры, тимпан фронтона, наличники окон, подоконные полотенца - все эти детали покрыты накладной и сквозной резьбой с элементами растительного и геометрического характера

См. больше фотографий ул. Ключевского.

Параллельно улице Поповке располагался Боголюбский порядок.  Вид на ул Поповку и Боголюбский порядок (в центре - Боголюбское кладбище и церковь).



В 70-х годах XVII века во времена правления Екатерины II в связи с большим количеством эпидемий холеры, чумы было принято решение перевести все кладбища из центра города за его черту. Таким образом, здесь, на окраине города, было размещено кладбище, в центре которого была построена церковь.





Свое название – Боголюбская - церковь получила в честь почитаемой иконы Богородицы, написанной по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Святой Богородицы. От названия церкви пошло и название порядка, а также самой улицы. Освящена церковь была в 1783 году. Изначально она была построена в стиле барокко, затем неоднократно перестраивалась. В 1857 году священник Иван Васильевич Европейцев крестил  в этой церкви сестру Василия Ключевского. В 1866 году в церкви была сделана запись о смерти матери историка Ключевского Анны Федоровны.

Боголюбская церковь. На заднем плане - Петропавловская церковь на ул. Московской.

Проходил Боголюбский порядок от речки Шелоховки и Боголюбской церкви к засеке (сейчас речка в этом месте идет под землей)…

Однако с февраля 1919 года улица была переименована в Революционную

А несколько лет спустя Пензенский горсовет рапортовал в Президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета следующее:  «Согласно внесенному наказу избирателей 14 созыва Пензенского горсовета президиум горсовета на своем расширенном заседании от 26 сентября 1931 года вынес решения о закрытии Петропавловской, Рождественской, Преображенской, Покровской, Боголюбской, Мироносицкой церквей и еврейской синагоги, которые были утверждены крайисполкомом. Вышеозначенные церкви переданы: Петропавловская и Рождественская – во временное пользование «Союзхлебу» под склады; Боголюбская Гороно для организации антирелигиозного музея и райбиблиотеки».

Так, место, куда люди приходили для общения со Всевышним, стало место для борьбы с Ним…

Дальше - еще хуже.

9 августа 1918 года в Пензенский Губисполком пришла телеграмма от предсовнаркома В.И. Ленина. В ней содержалась директива «…сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города...»*

Да. В Пензе существовал концентрационный лагерь. Однако в связи с тем, что 11 апреля 1919 года Президиум ВЦИК утвердил проект постановления «О лагерях принудительных работ», а 12 мая принял «Инструкцию о лагерях принудительных работ», слово «концентрационных» было заменено на «принудительных работ».**

Работники советского концлагеря.

Находился лагерь именно в Боголюбском порядке, а точнее на территории кирпичного завода. Подробнее об этом можно узнать на сайте Музей истории Пензенского края.

В Пензенском лагере принудительных работ на Боголюбском порядке с 1919 по 1920 год отбывали наказание лучшие представители городского духовенства, большинство из них были арестованы 16 декабря 1919 года по делу «О членах Братства пра­вославных христиан». О гонениях церковнослужителей можно узнать в книге Зелёва С.В. «Сурская голгофа» на сайте Пенза православная.

Состояние лагеря было неудовлетворительным. Его территория, на которой стояло три деревянных барака для заключенных, была обнесена колючей проволокой. Стены самих бараков хотя были деревянными двойными, но засыпка из опилок наполовину осела, доски стен рассохлись, через щели сыпались опилки и дул ветер. В наружных рамах большинство стекол были разбиты. Полы выстланы на земле и наполовину сгнили. Помещения бараков были поделены перегородками на две половины, в каждой из которых стояло по 14-15 нар. Деревянные настилы на нарах также рассохлись и были неустойчивы. В потолке на каждую половину устроены отдушины, а печи были неисправными. Через некоторое время люди стали заболевать и умирать. В работах по исправлению условий заключения были за­действованы сами заключенные, поэтому на работы вне лагеря отпускали все реже. 20 августа того же года комендант лагеря пишет, что «для заключенных требуется обмундирование, которого в распоряжении лагеря совершенно не имеется. Что же касается обуви, то, наверное, с таковой обойдемся, так как в лагере имеется лаптежная мастерская и своими силами заготовлено 150 пар лаптей».

Тюремная камера.


Вернемся на ул. Революционную, в то время еще Боголюбскую, а точнее заглянем в дом № 45.



Этот дом находится как раз напротив того места, где стояла Боголюбская церковь. Здесь 5 декабря 1909 года родился русский писатель Николай Павлович Задорнов – отец современного писателя-сатирика Михаила Николаевича Задорнова.



Мать Николая Павловича – Вера Михайловна - происходила из рода священников Шестаковых. Поэтому и сам дом, как и многие другие на улице Боголюбской и Поповке, в том числе в №12 по Поповой горе назывался поповским. Однако Николай Задорнов прожил в этом жоме недолго, всего год с небольшим, поскольку его отец – Павел Иванович, будучи ветеринаром, получил назначение в Читу, куда и переехала семья. После репрессий 30-х гг., во время которых Павел Иванович погиб, мать Николая вернулась в Пензу. В одной из пензенских школ Вера Михайловна преподавала немецкий язык. Гораздо позднее ее внуки Михаил и Людмила забрали ее к себе в Ригу. В 2003 году писатель-сатирик Михаил Задорнов посетил этот дом, где был рожден его отец.
В настоящее время экспозиция, посвященная писателю Николаю Павловичу Задорному находится в Литературном музее на ул. Кирова, 2.
В начале 80-х годов XX века на ул. Революционный был построен Дворец спорта «Рубин».




Об истории Боголюбского порядка Вы можете узнать в этом фильме.





Такова история улиц Поповки, Боголюбской и Поповой горы. Находясь в оправе из дубовых холмов, это место и сейчас сохранило прежний дух.




Литература:

*   В.И.Ленин ( ПСС, 1965 г., стр. 259).

** Г.М.Иванова «История ГУЛАГа. 1918-1958»,М.2006, стр. 130.

*** Сурская Голгофа. Пензенская епархия в годы гонений (1917–1941). Зелёв С.В.– Пенза, 2007.

Tags: Боголюбский порядок, Боевая гора, Верхнее гуляние, Деревянное кружево, Парк им. Белинского, Попова гора, Смагинский порядок, Старая Пенза, Шипим-бор, пензенская засечная черта, узорочье, церковь
Subscribe

  • Троицкий женский монастырь

    В декабре 1689 года на улице Большой (ставшей позднее по имени монастыря улицей Троицкой, ныне Кирова) священником Рождественской церкви Петром…

  • Деревянное кружево Пензы. Часть 3.

    ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО ПЕНЗЫ. ЧАСТЬ 3 См. Деревянное кружево Пензы. Часть 1 Деревянное кружево Пензы. Часть 2 Третья часть подборки по деревянному…

  • Соборная площадь. Часть вторая

    СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ История любого города на Руси начиналась, как правило, со строительства церкви. Не была исключением и Пенза.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments

  • Троицкий женский монастырь

    В декабре 1689 года на улице Большой (ставшей позднее по имени монастыря улицей Троицкой, ныне Кирова) священником Рождественской церкви Петром…

  • Деревянное кружево Пензы. Часть 3.

    ДЕРЕВЯННОЕ КРУЖЕВО ПЕНЗЫ. ЧАСТЬ 3 См. Деревянное кружево Пензы. Часть 1 Деревянное кружево Пензы. Часть 2 Третья часть подборки по деревянному…

  • Соборная площадь. Часть вторая

    СОБОРНАЯ ПЛОЩАДЬ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ История любого города на Руси начиналась, как правило, со строительства церкви. Не была исключением и Пенза.…