Старая Пенза (old_penza) wrote,
Старая Пенза
old_penza

Category:

Пензенский рок. Начало

Моим родным и близким - Русинову Михаилу, Русиновой Любови и Георгию Васильеву -
посвящается


Пензенский рок. Начало


Не так давно на страницах нашего сообщества была размещена тема об истории пензенского рока. Собственно говоря, это был документальный фильм для передачи «Пенза. Масштаб 1:350». Друзья! «Страна должна знать своих героев!» И уж если мы хотим «поностальгировать», как сказала metamorphoza, то давайте, действительно, вспомним те чудесные дни, когда одно лишь упоминание известного имени вызывало вздохи, а встреча известного музыканта на улице заставляла бешено биться наши сердца.
        Рассказывать об истории пензенского рока начиная с 80-хх годов, на мой взгляд, величайшее заблуждение. Ведь если бы вам, к примеру, якобы ничего не знающим об истории западного рока, начать повествование о нем с группы «Metallica», упустив «The Beatles», «The Rolling Stones», «The Who» и т.д., то у вас бы, вероятно, сложилось неверное впечатление. Вы спросите, причем тут «Металлика» и «Битлы», ведь это разные вещи?! Ошибочно представлять себе рок-музыкантов, по-современному рокеров, эдакими мужиками с длинными сальными волосами, разъезжающих на байкерах и разбивающих в приступе творческой эйфории свои гитары о сцены. Изначально, «rock» – «качать», «покачиваться», ну а мы бы применительно к музыке перефразировали в «дрыгаться». У рок-музыки великое множество поджанров, субкультур. The Beatles породили в мире не просто подражателей, а прежде всего - национальный рок.
       Костяк первых советских ВИА составили рок-музыканты, в 60-е годы игравшие в самодеятельных бит-группах, а потому воспитанные на иноземных ритмах.
Зарождение первых ВИА. На фото слева - Георгий Васильев, будущий басист группы "Искатели".


Но речь не об этимологии слова «рок», а о нашей родной Пензе, ее истории, ее музыке, ее уникальности. Вы все еще здесь?
В 1962 году, когда "The Beatles" делали только первые шаги к славе, четверо пензенских семиклассников решили организовать вокально-инструментальный ансамбль. Один играл на баяне, другой - на кларнете, третий на простенькой акустической гитаре, а четвертый был барабанщиком (роль барабана заменяла папка из кожзаменителя).
       Вряд ли ребята могли предположить, что спустя несколько лет их группа "Искатели" станет самой популярной в Пензе, собирая на своих концертах по нескольку тысяч человек. Группу «Искатели» можно смело назвать первым ВИА города Пензы. Бесспорным лидером коллектива стал соло-гитарист и певец Игорь Орлов, автор практически всех песен группы. На ритм-гитаре играл Владимир "Джексон" Захаров, на басе - Георгий Васильев, на барабане - Владимир Усейнов.

Группа "Искатели" в пензенском цирке, год 1971


Таким образом, папку из кожзаменителя сменил барабан, тарелка и небольшой хэт, на котором красовалась гордая надпись "The beat group "Искатели"). Чуть позже к группе присоединился пианист Ефим Цимринг. Активное участие в творчестве "Искателей" принимал и Юрий Трубиньш – позднее композитор пензенского драматического театра.

Группа "Искатели" в клубе "Данко"


Вспоминает Владимир Усейнов: «На наши вечера собиралось по нескольку тысяч человек. Ни до, ни после нас такого не было.
Популярность объяснялась просто. "Искатели" выдавали западные хиты, услышанные по приемнику и обработанные на слух, без всяких нот. Они были первыми, кто стал исполнять в Пензе песни "битлов". Чтобы избежать придирок комсомольских вожаков насчет пропаганды буржуазной музыки, приходилось хитрить. Например, американский блюз называли аргентинским танго
».

Владимир Усейнов с дальним родственником (фото из Сети).


         Всем нам известна главная музыкальная тема в кинофильме «Фантомас». И вот представьте, как поднимаясь на танцы в парк им. Белинского, вы слышите эту музыку в исполнении духового оркестра – так «Искатели» начинали свою музыкальную программу – и все ускоряли шаг, чтобы не пропустить ни минуты.
Георгий Васильев, басист "Искателей" (лично мне здесь он напоминает Пита Саунсенда из "The Who" :) )


         Позднее появились другие коллективы: «Куранты», «Кочевники», «Аврора» (позднее «Мираж»), «Светляки», «Горизонт», «Мифы».

         Группа «Аврора» была создана в 1968 году и задумывалась как инструментальный коллектив.
        Руководителем группы был Рафаил Абдуллович Губайдуллин, игравший в то время на бас-гитаре. Юрий Милюков был барабанщиком, Владимир Леплейский - клавишник, Александр Канифатьев – ритм-гитара, Михаил Русинов – соло-гитара.
        "Шёл 1968 год, - вспоминает Леплейский Владимир Владимирович, - так что нам спокойно разрешили поиграть рок-н-ролл. Хотя скорее это были попытки его исполнять, а не подлинный рок. Информации было мало, аппаратура примитивная, гитары не супер, но и в тех условиях мы умудрялись "зажигать" так, что публика ревела от восторга".
         «Аврора» играла на танцах в ДК «Южный». Когда помимо инструментальных вещей требовалось исполнение песен, объединялись два состава - "Аврора" и "Светляки". (Впоследствии они объединились в группу "Мираж").
         28.10.2013 исполнилось 45 лет со дня основания этой группы. Коллектив был назван так потому, что Аврора - это богиня утренней зари, а чтобы не было идеологических придирок, то официально название группы совпало с именем печальной памяти крейсера. Дебют же группы был посвящён 50-летию комсомола.

Группа "Аврора" во время съемок на телевидении. Слева направо: Михаил Русинов, Рафаил Губайдуллин, Александр Канифатьев, Юрий Милюков.


Для того, чтобы представить какую музыку играда "Аврора", нужно вспомнить такие коллективы как "Venchures" и "shadows".



Именно эти группы были взяты за эталон-образец.



         В 1969 году «Аврору» покидает Михаил Русинов и создает группу «Мифы». В течение года «Аврора» распадается. От ее прежнего состава остаются лишь Раф Губайдуллин и Юрий Милюков. Создается новая группа - «Мираж», просуществовавшая примерно с 1969 года по 1973 год. Новая группа дополняется музыкантами, пришедшими из группы «Светляки»: Бас-гитара - Саша Сагай (позднее Александр Казаков), гитара - Поздеев Владимир, барабан - Юрий Милюков (позднее - Юрий Стома).


        В те антисексуальные советские времена «Мираж» распевали на танцах: «Поцелуи теплых губ твоих - словно сладкий дикий мед. Я боюсь глаза свои открыть, потому что сон пройдет….». Автор подрывной композиции Раф Губайдулин объяснял, что вдохновлялся при написании этой песни романтическим боевиком "Битлз" ---- A Taste Of Honey («Вкус меда»).
        Рафаил Губайдуллин - великий музыкант, с этим соглашаются все. Сам он неоднократно подчеркивает "Я играл ради звука".
        В настоящее время Рафаил Абдулович ведет уединенный образ жизни, и многие люди лишены возможности послушать гитариста-виртуоза. Только для избранного круга лиц, которые собираются у него дома, Рафаил Абдулович берет в руки гитару и, погружаясь в себя, отдается во власть звука.



        Параллельно создается группа «Мифы», руководителем и гитаристом которой становится Михаил Русинов, клавишником - Виктор Васильевич Тарабурин (впоследствии – директор пензенской филармонии), бас-гитара – Александр Новиков. Позднее Виктора Тарабурина сменил Константин Величко, а из группы «Аэлита» ушел барабанщик Владимир Фомин, который стал в «Мифах» вокалистом и барабанщиком.

Группа "Мифы" в "40 лет Октября".
Слева направо: Владимир Васильев (Малый), Владимир Фомин, Павел Янковчук, Александр Терещенко, Михаил Русинов, Виктор Тарабурин, Александр Новиков, Виктор Веденеев.


       - Наш ВИА «Мифы» - вспоминает Михаил Русинов – работал в «40 лет Октября» с духовой секцией следующем составе: Виктор Варфоломеев – тенор-саксофон, Виктор Назаров – тенор-альт, Александр Терещенко – труба, Павел Янковчук – тромбон, Владимир Васильев «Малый» - тенор-саксофон.

Михаил Русинов (группа "Мифы") на фестивале "Весенние ритмы" в Пензенском цирке. 1972 год
Михаил Русинов (группа "Мифы") на фестивале в Пензенском цирке. 1972 год

         В Комсомольском парке играла группа «Куранты», основанная приблизительно в 1971 году. Ее руководителем был Вячеслав Удинский (соло-гитара), на барабане играл Юрий Милюков (из «Миража»), на бас-гитаре – Юрий Трубиньш, совмещающий творчество с «Искателями», на клавишных – Юрий Добровольский, вокал и ритм-гитара – Орионов. «Куранты» не были заурядной группой: отслужив в армии в Польше, пообщавшись с польскими рок-музыкантами, Слава Удинский принес на пензенскую землю польскую рок-культуру.

Группа "Аэлита"


        В 1970 году три лучшие пензенские группы - "Искатели", "Мираж" и "Куранты" -отправились на первый Всесоюзный рок-фестиваль в Горький «Серебряные струны», посвященный 650-летию Нижнего Новгорода, по существу первый всесоюзный конкурс бит- и рок-групп. Участвовало свыше 30 групп страны. Усейнова (ударника «Искателей») сотоварищи поселили в один номер с тогда еще молодыми, но уже известным музыкантом Александром Градским, представлявшим на фестивале группу «Скоморохи».
       На фестивале 1971 года Пенза не участвовала.


          Вспоминает Карл Хваталь, лидер ансамбля «Бригантина» и один из организаторов фестиваля: «Устроить фестиваль «Серебряные струны» оказалось довольно сложным делом. Музыкантов-то нужно был лишь поманить, и группы приехали отовсюду, даже с Украины, из Донецка. Было много очень хороших музыкантов. Например, Раф Губайдуллин из Пензы. Я считаю, что он – просто гений! Супергитарист! Он играл психоделику».
          Я помню, как после этого фестиваля о Рафе писали даже в чешском журнале, сравнивая его со знаменитым гитаристом Джимми Хендриксом.

         В 1969 году в Пензенской филармонии (находилась в верхнем квартале ул. Московской) при участии Горкома ВЛКСМ и рок-клуба "Данко" был устрове I Рок-Фестиваль.
         В 1970 году проводился очередной фестивать. Карл Хваталь: «Мы ездили туда, и нам фестиваль очень понравился. Такой же солидный, как у нас, под эгидой обкома комсомола. Он проводился в Драмтеатре».

Группа "Горизонт" на фестивале "Весенние ритмы" в пензенском цирке.


Группа "Горизонт": Владимир Абдулов - басс-гитара, вокал, Георгий Максимец - соло-гитара, Николай "Bicy" Подгорнов - барабаны, Александр Свиридов - гитара, вокал.



        Уже тогда в Пензе существовал музыкальный рок-клуб «Данко» (см. первое фото) под эгидой горкома ВЛКСМ, в числе руководителем которого был Павел Зайтфутдим. «Данко» находился на ул. Славы на первом этаже пятиэтажного жилого дома. Раз в неделю туда приглашались все указанные выше музыкальные коллективы для выступлений. Для того, чтобы узнать о Данко, я обратилась непосредственно к одному из его создателей.
        Вспоминает Зайдфудим Павел Хаскельевич: "Я был директором Пензенского городского студенческого клуба "ДАНКО" со дня его основания - 21 августа 1968 г. по 29 мая 1971г.( с моим уходом в армию ГСК "ДАНКО" прекратил своё существование). Первым президентом клуба был Юрий Львович Цинговатов - до весны 1969 г. Мы с ним и создали клуб. В число отцов - основателей клуба входило всего 12 человек: Цинговатов, Зайдфудим, Инюшкин Сергей, Ефим Цимринг, Михаил Кагна, Александр Кушнир, Александр Медников, Дмитрий Вишневский, Владимир Захаров, Александр Виноградов, Татьяна Лебедева, Наум Гольдштейн... Владимир Захаров был первым руководителем ВИА "ИСКАТЕЛИ", официального ансамбля клуба: Александр Казаков, Александр Сагай, Владимир Паздеев, Ефим Цимринг, на барабанах - один за другим: Борис Ермин, младший Сагай и Юрий Стома..."

        Без сомнения, многие из вышеперечисленных музыкантов до сих пор на слуху у пензяков. Кто-то остался верен музыке, кто-то занялся преподаванием, кто-то ушел в бизнес. Одно остается фактом – эти люди являются основателями пензенского рока, на котором выросло целое поколение. И это поколение, к сожалению, единственное, которое способно по достоинству оценить их вклад в историю пензенской культуры.
       В заключение, хочу обратиться к Вам, уважаемые читатели: если эта небольшая история нашла отклик в Ваших сердцах, если среди Вас есть те, кто был свидетелем описанного здесь, и у Вас есть фотографии по этой теме – прошу поделиться, если это возможно.

Выражаю огромную благодарность за предоставленную информацию и материалы, а также за включение в обсуждение
Владимиру Усейнову,
Рафу Губайдулину,
Павлу Зайдфудиму,
Александру Нефёдову,
Юрию Цинговатову,
Ефиму Цимрингу
,
GEO
.
Subscribe

  • Купеческие дачи в Ахунах

    Местечко Ахуны получило своё название после того, как в конце XIX в. татарский священнослужитель Ш.Х. Потиев, имевший духовный сан ахуна, построил…

  • Кованое литое кружево Пензы. Часть 3

    Также как и Деревянное кружево Пензы. Часть 3 , эта подборка фотографий появилась благодаря усилиям Левковичей Нины Александровны и Владимира…

  • Троицкий женский монастырь

    В декабре 1689 года на улице Большой (ставшей позднее по имени монастыря улицей Троицкой, ныне Кирова) священником Рождественской церкви Петром…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 36 comments

  • Купеческие дачи в Ахунах

    Местечко Ахуны получило своё название после того, как в конце XIX в. татарский священнослужитель Ш.Х. Потиев, имевший духовный сан ахуна, построил…

  • Кованое литое кружево Пензы. Часть 3

    Также как и Деревянное кружево Пензы. Часть 3 , эта подборка фотографий появилась благодаря усилиям Левковичей Нины Александровны и Владимира…

  • Троицкий женский монастырь

    В декабре 1689 года на улице Большой (ставшей позднее по имени монастыря улицей Троицкой, ныне Кирова) священником Рождественской церкви Петром…